13 июля. День 11. Шибетский залив – МРС - бухта Радости.
Было около четырех утра, но из-за плотной облачности видимость не улучшалась, хотя в ясные дни в это время уже заметно светало. Ветер, еще покрутившись, выключился окончательно, но сохранялась довольно высокая пологая зыбь, несомненно переходившая в офигенный прибой на берегу Ольхона. Единственно возможным направлением движения оказался дрейф по направлению к острову. Мы были на траверзе глубокой и относительно закрытой бухты, поэтому решили подойти к берегу и отстояться на якоре, если берег окажется неподходящим для выброски до тех пор, пока не образуется какой-нибудь ветер. Как потом выяснилось, это был Шибетский залив, и возможно, там есть подходящий пляж – по крайней мере, на карте обозначена изба.
Около часа болтались, удерживая направление на огонек в глубине бухты. Потом он погас. Начинало светать. Мы еще не успели углубиться в бухту, когда потянул ветер южного направления, поэтому выход на берег решили отложить до конечного пункта и вернулись на генеральный курс. Начался хороший встречный ветер, баллов 5-6, пошел сильный дождь. Я с непередаваемым наслаждением сдала вахту Толику и наконец УРА! ДА! Вот она – НЕОПРЕНОВАЯ ГИДРА!!!!! До сих пор адреналин грел, но к утру его запасы исчерпались. Алекс с Полинкой, как оказалось, тоже были незагидренные и к описываемому моменту вид имели посинелый, но гидриться отказались из тех соображений, что гидры у них сухие, резиновые, одевать их долго, подгидренная одежда успеет намокнуть под дождем.
Отдали рифы, расположились симметрично на палубе, замотались еще сверху полиэтиленом и поехали. Я нашла в палатке мешочек с мокрыми сухарями. GPS заработал. Жизнь налаживалась. Несколько раз, когда крутили повороты в узости между островом Огой и Ольхоном, пришлось жестоко гонять Алекса с Полинкой на наветренный борт, всякий раз они высказывали энергично аргументированные сомнения в целесообразности откренивания и потом долго восстанавливали тепловой баланс. Нужно было срочно на берег.
В южной части Малого Моря много островков, есть маленькие лысые кукеры, а есть довольно крупные, пологие, с ландшафтом таким же, как на Ольхоне – таков вытянутый в юго-западном направлении остров Огой. Южный Ольхон – совершенно лысая холмистая степь желтовато-коричневого цвета, берега пологие, но возле самой воды обычно заканчиваются одно- двухметровым земляным обрывом, пляжей нет. На склонах растет много чабреца. Береговая линия Ольхона западнее Огоя сильно изрезанная, образует глубокие заливы и множество маленьких бухт, так что мы пару раз принимали особо глубокий изгиб берега за сворот в Ольхонские ворота.
Ощущение, что уже приехали, появилось только когда стал хорошо различим справа огромный косой провал в высоком горном массиве западного берега – Сарминское ущелье. Ущелье обрывается в Малое Море, и его продолжением оказывается пролив Ольхонские Ворота – самое узкое место Малого Моря и его южная граница, меньше километра широной. В итоге получается идеальная аэродинамическая труба, из которой периодически дует в открытый Байкал знаменитая сарма – горный ветер, достигающий ураганной силы. Мои знакомые из Иркутска, которые в мае регулярно ездят в этот район на подледный лов, рассказывали, как их УАЗик пробуксовывал при встречной сарме при попытке выехать на берег. Замечательно, что сарма начинает дуть одномоментно и сразу со всей силой, ровно, без шквалов, и может держаться сутки и больше. Сарме предшествует черное облако в форме валика, срывающееся к воде. Ущелье накануне затянуто низкими облаками, клубящимися у самой воды, но перед началом ветра над ним появляется «окно». Низкую облачность над ущельем я наблюдала в этот день и во все последующие дни пребывания на Малом Море.
С классической сармой мы к счастью не встретились, но на траверзе ущелья периодически оттуда приходили порывы баллов в шесть. При подходе к Ольхонским воротам ветер отошел и в конце концов скис. Полинка очень хотела на берег и не верила, что маячившие впереди постройки есть поселок МРС, конечный пункт похода. Около часа мы поболтались в штиле, ветер удалось вызвать только когда мы с Толиком взяли весла и сделали вид, что сейчас как погребем. Полинка зажала «до берега» сохраняемое с Чивыркуя вино, видимо чтобы у нас был стимул поскорее туда приехать (а он и так был). Поэтому вместо глинтвейна Толик погрел в кружке пиво – что-то около стаканчика, все, что было. Никогда не думала, что простое нагревание способно так изгадить вкус в общем-то прикольного напитка. Зато включили встречный ветер и после бодрой лавировки мы под стук собственных зубов победно ступили на землю славного поселка МРС, шокировав по дороге экипаж единственной парусной яхты, здоровенного «Благовеста», оказавшейся у причала. Еще через полчаса мы всем составом вторглись в местную кафешку, обслуживающий персонал которой в лице двух буряток пал жертвой Толикова обаяния и легкомысленно разрешил нам переодеться у них. Дождь все еще лил. Мы завалили практически все пространство внутри заведения мокрыми гидрами и прочими деталями туалета. Горячие манты! Холодное пиво без лимитов! Горячий кофе! Ну и что что кофе Пеле…
Вкусив цивилизации, мы разделились. Переодевшиеся Толик, Алекс и Полина собрали рюкзаки и отправились на паром, для них поход закончился. Я осталась дожидаться газель из Иркутска. Оставалось еще два дня. Больше всего хотелось поставить палатку, залезть туда и спать, спать, а потом еще поспать. Но вставать лагерем на оживленном побережье посреди бурятского поселка было бы неумно. Поэтому я отшвартовалась от гостеприимного «Благовеста» и двинулась обратно в залив. Возле МРС на моей памяти всегда отжимной ветер. На побережье Малого Моря севернее МРС есть множество классных песчаных бухт, именуемых Радость-1, Радость-2 и т.д. Бухты разделены живописными высокими перевалами с корявыми от постоянных ветров лиственницами. Правда, в бухты можно подъехать на машине и потому там много народу, но в тот момент меня это мало волновало. Байкальская погода выкинула очередную фишку – дождь закончился и облака рассосались, пока я готовилась к отплытию, появилось солнце. Разгруженный Гоблин тоже трансформировался и из беременной черепахи превратился в прежний шустрый кат. К этому моменту видимо сказалась усталость и с реальностью что-то случилось – возникло ощущение, что лодку со страшной силой сносит на ветер, мне не хватит ширины всего пролива и Гоблин врежется в Ольхон, поскольку мне неизвестны способы борьбы с дрейфом на ветер. Тем не менее я успешно усерфила в какую-то из Радостей и выскочила на песок между двумя машинами. После чего был приведен в исполнение план по постановке палатки и забатониванью туда. Пока ставила лагерь, потеряла каремат и потом так и не нашла.