Западная Сибирь / Пешеходный туризм | Спортивный туризм
 

Поиск "Кобры" в сибирских болотах. Осень 2005

6 - 19 сентября 2004 г.
г. Новосибирск – пос. Убинск – с. Крещенское – с. Лисьи Норки – долина р. Амгут – оз. Никитино – оз. Гущино – остров Атмагырь – ур. Голубино – до-лина р. Ича – ур. Аникинское – рям Большой – ур. Большой Корняк – ур. Ма-лый Корняк – р. Амгут – с. Лисьи Норки – с. Крещенское – пос. Убинск – г. Но-восибирск.
О местности и о целях экспедиции 
Эпилог главы

Нитка маршрута проходила по северной части Убинского района Новосибирской области. Этот район представляет собой болотистую местность. С оз. Гущино и оз. Никитино берет начало река Амгут, по восточной части протекает река Ича. Река зажата высокими берегами. В пределах 3-4-х километров от реки местность сухая, не болотистая. Здесь находилось ряд сел, которых в настоящее время уже не осталось, это: Голубино, ур. Гольская Лука, Потеряевск, ур. Полониково, ур. Максимова Лука.

Старые следы от тягача говорят о том, что здесь была дорога вдоль речки Ича, а отдельные пустыри – о том, что здесь жили люди, стояли дома. Далее пяти километров на запад и восток начинаются сплошные болота, покрытые мелким сосняком, березой, ивой.

В местах, где болотистая местность переходит в небольшие острова, лес растет хороший. Но бывшая здесь когда-то сплошная рубка леса выровняла лесной массив до одной высоты 10-12 метров.

Ходить по болоту очень тяжело. Верхняя часть – это переплетение травы-осоки, корней, и все это покрыто водой до 0,2-0,3 метра. Часто точащие кочки высотой до 0,5 метра представляют собой хорошее препятствие для продвижения. Надо учесть, что вся эта поверхность еще может прогибаться под тяжестью человека до 0,3-0,4 м, так что практическая скорость продвижения составляет 1-2 километра в час, при движении на легком тягаче –5-7 км в час.

Ориентирование по такой местности очень затруднено: каждый околок леса, как две капли воды, похожи друг на друга, одно болото ничем не отличается от другого. Слабой ориентировкой могут стать старые следы от тягачей, отдельные участки леса, разные по высоте. Хорошо в этих случаях помогает электронный компас с использованием 4-5 спутников (DGPS).

Основная цель экспедиции

Основной целью поисковой экспедиции было: найти два самолета «Кобра», американского производства, для комплектования музея им. Покрышкина в г. Новосибирске. Покрышкин много летал на истребителях «Кобра», которых в настоящее время ни одного не осталось в России.

История о наличии двух истребителей «Кобра» в болотах Убинского района начинается с 1942 года, когда наши летчики перегоняли с востока на запад американские самолеты на линию фронта. В данном случае над болотами Убинского района у одного из двух самолетов забарахлил двигатель, и летчик, сделав несколько кругов, посадил самолет на одно из чистых от леса болот. Летчик второго самолета, чтобы помочь первому, также сел на открытое болото. Взлететь самолеты уже не смогли, так как условия для взлета были неудовлетворительными.

Оставив свои самолеты, укомплектованные боевым стрелковым вооружением, на болоте, летчики вышли на п. Потеряевск, который они могли видеть во время полета, а далее их переправили по воде, на лошадях, в районный центр и далее в Москву.

Эти потери были не боевые. Средств и времени на доставку таких потерь в стране не было, шла война. Несмотря на то, что самолеты сели на болото и были хорошо замаскированы зеленой листвой, местные жители не только узнали о них, но и посещали их, об этом свидетельствуют отдельные детали, которые были сняты с самолета.

Один из местных жителей, бежавший в начале войны из мест заключения, использовал стрелковое вооружение для своей охоты на лосей и боровую дичь, рассказывали, что он приносил мясо и в с. Лисьи Норки и в с. Крещенское. Несмотря на такое количество явных свидетелей наличия самолетов, в настоящее время в живых не осталось никого.

Вот уже несколько лет ведутся поиски этих самолетов, и только в 2004 году были найдены два человека, которые видели самолет, торчащий из-под снега на одном из болот, где-то между Лисьими Норками и с. Голубино. Это было в 1985 году, когда один из очевидцев на своем лесовозе ехал в с. Голубино и, увидев в километре от дороги посторонний предмет, сходил к нему по снегу и не только увидел его, но потрогал его своими руками и постоял на хвостовом оперении. Однако он не помнит конкретно, на каком километре это было от с. Лисьи Норки. Знает только, что было болото, чистое от снега, и из снега торчал хвост самолета со звездочками. Почему он не предал этому значения и не рассказал никому до сегодняшнего дня остается, очевидно, одной из тайн самолетов.

Пройдя на тягаче дорогой, которая использовалась зимой 1985 года для перевозки леса, участники экспедиции ознакомились конкретно с той местностью, где могут стоять самолеты. Кроме этой дороги экспедиция ознакомилась с местностью, где проживал житель с. Лисьи Норки – это остров «Светлогур» и мелкие острова острова «Светлогур» на восток от основного острова «Светлогур». Общее расстояние, пройденное тягачом, составляет около 125 км. Увидеть самолеты на болотах в сентябре практически невозможно, только подъехав к ним вплотную можно было их обнаружить: высокая трава, кочки, поросшие осокой, надежно маскировали их. Можно было ограничиться только хорошей разведкой.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте