7 – 8 сентября 2004года.
Мы находимся в с. Крещенское, расположились в помещении администрации. Анатолий Михайлович Самойлов, глава администрации, ранее эта должность называлась – председатель сельского Совета, очень радушно нас встретил и приютил в своем помещении. Проходит два дня в ожидании тягача и двух проводников, которых нам предоставил Анатолий Михайлович. Один из проводников, Степан Антонович, живет в Барабинске, раньше он работал бригадиром на лесозаготовках и хорошо знал местность, второй проводник, это водитель служебной машины Анатолия Михайловича, звали его Владимир, он также неплохо знал местность и болота. Сам водитель тягача Володя - опытный водитель. Тягач пришел к концу второго дня ожидания. Тягач легкий плавучий, был он не новый, уже изрядно помятый, но на ходу.
9 сентября 2004 года.
Выехали в 8 часов утра, день солнечный, проехали с. Лисьи Норки, от которого осталось всего несколько домов, и поехали старой лесной дорогой в сторону болот, верховья реки Амгут. Дорога старая, лет 10 по ней не ходили тягачи и никакой механический транспорт. Однако дорога хорошо просматривалась, на болотах хорошо были видны две колеи.
Тягач по болоту идет мягко, но скорость его не более 5-7 километров в час. Часто приходиться очищать решетку радиатора от налипших листьев и другого мусора. Если утром члены экспедиции сели во внутрь кузова, то к обеду, когда стало тепло и ярко светило солнце, все уже сидели на верху кузова и с интересом смотрели по сторонам.
Обеды и ночевку делали в соответствии с установленным графиком. Для ночевки требовалась сухая поверхность земли и наличие воды.
Недостатка в воде не было. Члены экспедиции были обеспечены хорошими каркасными палатками, ковриками и новыми спальниками, водитель тягача и проводники спали в кузове, используя фуфайки, шубы и другие средства. Погода стояла хорошая, ночью было около плюс 15-18 градусов по Цельсию, поэтому проблем никаких не было.
Достигнув на третий день северной границы открытых болот вдоль зимней дороги, группа заночевала на берегу реки Ича.
10 сентября 2004 года.
Решено сделать разведку на открытое болото от реки Ича. Существующая дорога так заросла молодыми деревьями, что идти пришлось почти в слепую. Разведка без тягача необходима была для того, чтобы тягач не попал в зону крупных деревьев, где он не смог пробить себе дорогу. Так, например, на болотах тягач валит деревья диаметром до 15 см, на твердой почве - диаметром до 10 см.
Четвертый день ушел на разведку, путь выхода на открытые болота был найден.
11 сентября 2004 года.
Рано утром выехали по разведанному пути: местами тягач с большим трудом пробивал себе дорогу. Пришлось даже пилить несколько деревьев.
Через пять часов мы были в районе озера Гущино. Далее наш путь лежал на рям Большой, чтобы разведать зимнюю дорогу на остров Светлогур и мелкие острова восточнее Светлогура.
12 сентября 2004года.
Шестой день экспедиции. Выезжаем в девятом часу утра. Озеро Гущино и рям Большой на карте разделен полосой зеленого цвета – это лес. Вначале березы и сосны стояли тонкие, и тягач ломал их, как спички. Лавируя между берез, тягач медленно продвигался в нужном направлении, ориентировались с помощью электронного компаса DGPS. Все шло хорошо, однако, через час тягач заехал в лес, где лавировать было негде. Вокруг стояли березы, которые не ломались даже от повторных ударов корпусом.
Сделали остановку, пришлось, и пообедать, так как ко всему прочему слетела и правая гусеница. Все мужчины работали, кто-то пилил деревья, другие ставили гусеницу на место. Наконец все было сделано, и тягач выехал из своей ловушки. Только часам к восьми вечера мы благополучно доехали до заданного места на карте, это была северо-западная часть болота «рям Большой».
На этом болоте был хороший урожай клюквы. Здесь шел сбор клюквы местными жителями.
По дороге из с. Лисьи Норки до острова Светлогур ходили самодельные вездеходы на больших баллонах, на них ездят местные жители и на них вывозят ягоду. Сбор клюквы и продажа ее – это одно из самых доходных занятий для населения. Другой работы в селах просто нет.
13 сентября 2004 года.
Седьмой день Экспедиции. Сегодня в составе четырех человек делаем радиальный выход в сторону мелких островов Светлогура. На одном из островов жил в землянке тот самый житель, который скрывался от властей и только иногда наведывался в села Крещенское и Лисьи Норки.
Так как скорость продвижения группы была очень мала, а использовать для транспортировки тягач было нельзя из-за отгораживающей полосы крупного леса, запланировали разведку на два дня: день туда и день обратно и один резервный день на случай непредвиденных обстоятельств.
Погода стояла прекрасная, светило солнце, было тепло, поэтому проблем с ориентированием не было. Мы точно шли по азимуту DGPS.
Мелкие острова Светлогура представляют собой отдельные участки твердой земли, здесь растет сосна, береза и т.д.
Так, в движении по лесу и участкам болот проходит два дня, на девятый день берем направление на оставленный лагерь на болоте «рям Большой».
Натолкнуться на землянку, где жил местный беглец, нам не удалось, сильно мешала зеленая листва и высокая трава.
17 сентября 2004 года.
Десятый день экспедиции. Сегодня наша группа берет направление на с. Лисьи Норки. Все уже изрядно засиделись и находились по болотам, пора домой, на твердую землю.
Вечером мы были в с. Крещенское, а утром, 18 сентября, на рейсовом автобусе мы выехали в пос. Убинск.
Рейсовый автобус в Новосибирск из Убинска выходит в четыре часа утра 19 сентября. Идет до Новосибирска 4-5 часов.
Итак, в одиннадцатом часу 19 сентября мы прибыли в помещение ТСЦ «Панда».
Эпилог
Конечно, идея искать самолеты в летний период, когда видимость со-кращается почти до нуля, была не наша. Однако и в этих условиях необходи-мо было сделать то, что пришлось бы делать в другой раз, то есть сделать разведку местности, получить дополнительную информацию от жителей ме-стного района.
Эту задачу экспедиция выполнила. Используя транспортное средство – легкий тягач, группа проехала зимней дорогой работающих леспромхозов в 1985 году до с. Голубино и островов Светлогур. Ведь по рассказу жителя с. Круглоозерска, самолет он видел в километре от с. Лисьи Норки до с. Голу-бино на чистом болоте.
У самолета хорошо просматривалось хвостовое оперение, а все ос-тальное было в снегу.
Все это свидетельствовало о том, что летчики посадили самолеты за-паднее с. Потеряевск, куда они вышли после посадки.
Оставался ряд невыясненных вопросов, а именно, на каком километре от с. Лисьи Норки это могло быть, так как сказать это живой свидетель села Круглоозерска Контуров не мог. Это было в 1985 году, когда он возил лес с. Голубино.
Фактический район поиска сократился до минимума.
В настоящее время необходимо в период, когда выпадет снег опреде-ленной глубины, чтобы можно было быстро, без тропления лыжни продви-гаться на лыжах, запланировать и провести лыжный поход в Убинском районе мобильной группой туристов «Кедр» ТСЦ «Панда». Что и запланировано на конец ноября 2004 года.