Дневник
Дневник за два месяца получился огромный, на компьютере мы пока "дошли" только до Ольхона, но процесс идет
Начало. Иркутск - Голоустная.

Дали хороший ветер

Никаких знамений, интролюдий, коллапсов - просто четыре человека, включая двух дайверов, одного советского водолаза, трех биологов, двух вегетарианок, двух русских, двух британских ученых, одну словачку, одну итальянку и одного инженера, а именно Джулию, Барбору, Михаила и меня, отправились на гордом красном катамаране по имени "Бомбат" в двухмесячное плавание по Байкалу.

1 июля

Вышли уже под вечер из иркутского яхт-клуба "Исток", после жуткой жары, серии попыток впихать в катамаран невпихуемое и интервью иркутским видеоблогерам.

Продолжение на сайте
Бесконечный день в Большой Голоустной

Непросто, когда в твоей команде вегетарианцы

6 июля

- Мы снимаем кино! Нам нужен рейтинг.
- Может, голышом из бани побегать? Для рейтинга...
- Знаете ли, ни ваши, ни мои голыши рейтинга нам не прибавят (с) Света

Мое чувство долга вытаскивает несогласный организм из палатки в 4 утра. Злорадно ползу будить остальных.
Но Джеймс встал раньше - в гнезде из курток ночь его была, видимо, гораздо длиннее и холоднее наших. Для остальных утро оказалось столь же недобрым, как и для меня, несмотря на полный штиль и ясное небо. Спешно грузимся, пока не началось. До Голоустной 15 километров, и на воде связь есть! Телефон мой взрывается звонками от Светы. Мы не выбились из графика - на берегу нас ждет новая плановая съемка.

Едем под мотором, палуба усеяна спящими телами. Красивые обрывистые скалы проплывают перед глазами, не задевая спящий мозг.

Ольхон, шаманы и люфтваффе

Отбор проб воды на микропластик

7 июля

После Бесконечного дня, признаться, проспали. Вышли поздно.

Собрали первые пробы воды на микропластик напротив Голоустного. Суть сбора проб состояла в буксировке за кормой трех сачков для микропластика с бутылочками на конце, с соблюдением фиксированной скорости и с последующим внесением координат в журнал. В будущем предстоит посчитать число частиц микропластика под микроскопом и соотнести с объемом профильтрованной воды. Но это потом, а пока...

Подуло встречно почти сразу - сегодня ранний вентилятор. Бодаемся. Дошли до мыса Арка и не вытерпели, высадились на берег. Солнце, но дует. Девушки снарядили фаст-дайв, нырнули. Под водой оказалось уныло, песок. Одна губка, в смысле одна штука. А зато:
Дайвинг рядом с мысом Арка

К вечеру заштилело, опять вышли, движимые домокловым мечом Светиных дедлайнов. Снова раздуло, опять в лицо.

Скалы, красиво. Утки. Поняли,что ничего лучшего у мироздания для нас нет, поехали в лавировку с мотором против привычной небольшой, но хлесткой встречной волны. Уже к закату стихло, дотянули-таки до бухты Песчаной.

На пути к бухте Песчаная
Там хитрая яхта "Майя", стартовавшая в отличие от нас часов в пять утра и успевшая в бухту по утреннему штилю.
Встали в бухте Бабушка. Оказывается, я уже забыла, как здесь красиво, непохоже ни на что на Байкале. Художественные рельефные обрывы из ярко-желтого песка, лиственницы икебана-стиль с частично обнаженными корнями: песок выдувает ветром. Народу почти никого, хотя в августе здесь огромный дикий кемпинг; но еще не сезон.
Бухта Бабушка
И наверху, начиная еще с предыдущей бухты Песчаная - страшные следы прошлогодних пожаров. Черный выгоревший лес. Черные языки, кажется расходятся лучами от бухт. От человека. Подозреваю, не только сухие грозы были причиной, еще и незатушенные костры постарались.
"В северном углу бухты воду не берите. Пронесет" - говорит нам старпом с "Майи". На притопленных камнях в углу бухты заросли нитчатки - улотрикса. Сверху гряда огромных булыжников, которым может быть живописный уголок и обязан разросшейся зеленью: щели между булыжниками - отличный естественный туалет, особенно при сезонном скоплении туристов.
Следы прошлогоднего пожара, бухта Песчаная
Уже в темноте в бухту вторглось неопознанное плавсредство с музыкой и мощным прожектором. Ткнув лучом в "Бомбата", плавсредство ретировалось к радости Барборы, очень нетолерантной к русской попсе - даже больше чем мы, наверное.

8 июля
Кто рано встает, тот по штилю плывет. Мы вышли опять поздно. Опять вдуло.
По пути решили высадиться на избе нацпарка, из моих ностальгических иллюзий встретить там деда Вову, у которого мы были в гостях 14 лет назад. А также из Михиных более практических - купить рыбы. Не преуспел никто: изба была закрыта. Зато сели "Бомбатом" на булыжник и отработали съем с каменной мели в прибое. Очень смешно делать это на корявом английском, скажу я вам. Намочили Барбору.

"Слоник" перед Бугульдейкой

Особенности национального дайвинга

15 июля
Планируем дайвинг

Стоянка, Восточный Ольхон.

Замыслили сделать дайвинг в ближайшем подходящем месте, после чего по возможности уехать на материк. Только кажется, что нырять можно где угодно. Ничего подобного. И знаменитые байкальские губки во многих местах отсутствуют, и не потому, что повально болеют, а потому что они в принципе не везде растут: только на камнях, на песке нет. Идеально для дайв-сайта, чтобы был перепад глубин, свал до 20 и более метров. Очень желателен сложный рельеф - каньон, большие валуны, рваная линия берега. Эти элементы делают подводный пейзаж более интересным. Вокруг маленьких островов часто бывают интересные сайты. При этом возможности самостоятельного передвижения дайверов с современными средствами плавучести очень ограничены, из-за чего водолаз советской школы Миха над ними часто хихикал. Но тут хихикай не хихикай, а доставлять их на дайв-сайт нужно как можно ближе, дайвер - не дельфин, сам далеко не уплывет (и не приплывет).

Если невнимательно подойти к планированию, можно оптимистично нырнуть под многообещающей скалой и обнаружить под ней унылую песчаную равнину, как это приключилось с нами на мысе Арка. На Байкале гораздо больше таких равнин, чем можно предположить, глядя на отвесные надводные скалы.

Под "расписной скалой", Восточный Ольхон

И снова постигла нас эта проруха. Что забавно, на востоке мыса Хобой и еще несколько километров севернее чудовищные скалы переходят именно в грустное прибрежное мелководье. Мы уехали на юг за "расписную скалу" - до ближайшего места, которое Джулия определила как свал. Увы, свал оказался песчаной равниной, на которой никто не рос и не жил. Девчонки видели мелких рыбок, нашли кусок мертовой губки (возможно не некротической, просто оторванной, на песке).

Это было обидно - именно восточная сторона Ольхона чуть дальше переходит в наиболее колоритный и глубокий обрыв (здесь находится максимальная отметка глубины на Байкале - больше 1 600 метров), с самыми огромными колониями губок - до двух метров в высоту. Но это южнее, ближе к знаменитой горе Ижимей: там, где Ольхон уже не закрывает от северного ветра, и закрытых судовых стоянок тоже нет. Идти туда у нас уже не оставалось ни бензина, ни времени: хоть Света и улетела, а лето тоже не резиновое, и погода не способствовала.
Девушки всплыли как раз вовремя, чтобы обнаружить, что утреннее затишье (весьма условное, не штиль) кончилось, задуло с визгом и свистом. Пошли шипучие белые барашки.

Можно бесконечно смотреть на текущую воду и работающего человека, при условии, что человек этот - не Миха, который двадцать минут не может завести мотор. При любой альтернативе без мотора нам возвращаться в лавировку с сильно уменьшенной парусиной против крутой волны на тяжело груженом катамаране. Я так и не вспомнила, как по-английски "брать рифы". Зато Миха вспомнил, что забыл подключить свечу, когда чистил ее в прошлый раз. Миха сегодня блонди дня, бгг. Подключил, завел. "Как сделать человеку хорошо? Надо сделать ему плохо, а потом вернуть как было (с) Гриша.

Пересекать 15 км на материк не решились. При подходе к берегу встретили рулем камень раньше, чем ожидали, и оторвали блочок опускания руля. Печаль.

Мотор не заводится!

К вечеру не стихло, раскатало сильный прибой. Жалко "Бомбата", скачущего на камнях в прибойной зоне. Отдельные волны влетают через корму до входа в рубку, влетят внутрь, если забыть ее закрыть. Я надеялась вечером одеть гидрокостюм, залезть под палубу и зафиксировать выдранный блочок. Костюм Джулии даже одела и намочила (отличная штука сухой неопрен!), но лезть под корабль не решилась. Он прыгает, весит груженый больше тонны, под ним камни и белая пена.
Вегетарианское влияние девушек расширяет наши горизонты. Сделали на вечер плюшки с остатками кукурузной каши.

Фирменный плюшкинг

Ночью из-за волн в катамаране спалось, как в шейкере. Что-то внизу хрустело о камни, замучилась проверять, ползая в темноте по мокрой холодной палубе. У меня нет морской болезни, нет морской болезни, нет морской болезни.

16 июля.
Утром заштилело. Я подорвалась в 4 утра. Одела гидрокостюм, спокойно зафиксировала блочок под палубой. Потом с радостью садиста извлекла из палатки на берегу мирно спящую Джулию, чтобы она извлекла из гидрокостюма меня. Кажется, выдрала половину волос: легкость снятия не входит в список плюсов сухого гидрокостюма. Идеальный дайвер - лысый, скользкий, без ушей и без носа.
Пробуждение и построение зомби, отчалили в 6.00, пока не началось. Солнце. По расчетам ждем, что влупит в середине пролива. Не влупило ни в середине, ни в конце. Едем на приятно звучащий мыс Арал, там деревня Зама.

Нам нужен бензин. Очень. Марш-броски против ветра не прошли даром: расход в полтора раза превысил расчетный, а заправок до Северобайкальска не предвидится.

Вид на мыс Арал
Мыс Арал: идеальная по карте бухта, но настолько мелкая, что даже мы туда не влезем. Вот они, плоды обмеления. Равнина, коровы, заброшенный дом нацпарка.
Мыс Арал
"Здесь бензина нет" - говорят нам с круизного катера, стоящего на рейде. Попробуем Онгурён, следующую деревню - последнюю перед заповедником. Нашли не с первого раза: у берега пустые дома, праздные коровы, вытащенные на берег казанки с новыми ямахами. WTF где все?
В районе Онгурена

Рыбацкие домики, поселок Онгурен

Поселок Онгурен, брошенный домик на берегу
Поселок Онгурен
Онгурен, заграждение для коров

А все в двух километрах, за сопкой - там настоящая деревня. Мы затащили "Бомбата" в мелкий-мелкий залив, встали.

Наша стоянка, вид сверху

Кроме бензинового кризиса, у нас развился поридж кризис, как оказалось. Закончилась овсянка, сэр. Раньше мы с вегетарианцами не ходили и овсянку не ели, крупу рассчитывали по обычным своим нормативам. Но у девушек на завтрак была овсянка, всегда, много. Мы от нее уклонялись, однако - закончилась! Я даже усомнилась в нормативах, уже после похода - спрашивала друзей-альпинистов. Нет, говорят, не может боец столько брюквы сожрать. Так вот, вегетарианец - может.

Я осталась в лагере смотреть в микроскоп водоросли, остальные ушли пешком за бензином и за пориджем. Вернулись часа через два - с полными рюкзаками пориджа и баранок, в открытом кузове УАЗика, который вел веселый местный человек Валера. Заправки в деревне конечно же не было, но прекрасный Валера продал нам свой личный бензин почти без наценки, и наши танки снова полны!
Миша и Гриша с восторгом рассказали, как ошарашены были бурятки - продавщицы в магазине, что наши участники не едят мяса. "Как не едят? Возьмите эту... Как ее.. Овсянку!". Наша экспедиция сделала план по продажам овсянки и баранок на год. Баранки у нас тоже хорошо идут, Джулия назвала их "skinny bagles".

Джулия и УАЗ
Продрейс прибыл

С Валерой вечер перестал быть томным. Мы побурханили (кто спрашивал, бурханить - это брызгать водкой в воздух для местных духов, перед тем как ее того.. Байкализм).

Поговорили о важных вещах: о том, что появились на озере бакланы, они "ныряют как нерпы и сожрали всю рыбу", о системе солнечных батарей в поселке, которую перебило молнией и электричества в поселке нет, денег на ремонт пока тоже (Валера смеется, он не очень расстроен), о моторах, о недавно упавшем в тайге самолете ("Недалеко здесь. В Качугском районе"), о новом УАЗике Валеры, который он купил взамен утопленного в прошлом году, тоже нового ("Что Байкал взял, то взял. Даже не стал доставать, я жить хочу"), о том, что в месте нашей ночевки ходит медведь и о том, что в последнее время стало много мух - налетело откуда-то после пожаров.

Колоритнейший Валера из Онгурена

"Задул Баргузин - иди в магазин. Задул Култучок - собирай рюкзачок" (с). Местный фольклор.
Из динамиков УАЗика несется "Зимняя вишня". "На Камчатке, когда мы ездили на машинах, тоже все время эта песня играла. Так принято? И машины такие же были", - смеясь, говорит мне Барбора. Машины другие не проедут, а песня хз. Валера напугал Джулию знанием первой строчки "Феличиты", отмочил пару неприличных шуток, которые поняла Барбора, посоветовал не ходить в будущем по мысу Рытый по одному - там медведи еще злее, попросил передать всем привет на кордонах и уехал на своем новеньком УАЗике по прибрежному бездорожью с чудовищной скоростью. На ночь поболтали с Джулией на тему не купить ли ей УАЗик, если они однажды решат ехать через Россию до Владика.

16 июля
Пасмурно. Заметный восточный ветер, почти барашки. Это что, Баргузин?
Пока собирались, вытаскивались из своего болота, прилаживали гоупро на парус и поднимали этот самый парус, наш Баргузин сказал, что он локальный бриз и сдулся. Привычно завелись. Непривычный штилевой переход. Страдали ерундой. Сначала мастер класс по узлам. По-английски булинь - baw line, а когда учатся его вязать - запоминают ходовой конец как кролика, который бегает вокруг коренного "дерева", и потом убегает в нору.

Мастер-класс по узлам
Потом все, кроме Миши, стали блондинками:
Был штиль, развлекались как могли
Блондинка
Блондинки-2
Блондинка-3
Джулия сушит носки:
Джулия сушит носки
Рекорд - 16!
16-рекорд!

Приехали на мыс Энхалой, там симпатичная частная база и в глубине берега летник фермеров, всего четыре человека и стадо коров пасется. Начало Берега скромных бурых медведей. Все о них говорят, все их боятся, но их нигде не видно. Наверное спрятались от Гришиного телевика. Познакомились зато с местным человеческим сообществом.

Пошли на экскурсию и за мясом к фермерам Сергею и Николаю. У Сергея перед нашим приездом волк подрал телушку, пришлось завалить. Осталось немного мяса, мы скупили все что смогли, вот повезло нам.

Мыс Энхалой

Фермер Николай со смехом рассказывает, что мы не первая команда, которая снимает в этом году фильм о Байкале. До нас еще одни были - заколебали говорит. "Я молоко из фляги наливаю - они снимают. А что это у вас спрашивают во фляге? Молоко же! Как инопланетяне". Тоже часто говорит о медведях, которых стало намного больше после пожаров, и о волках ("Видимо волчица с писунами"), которых вообще раньше не было и которые подрали телку.

В гостях у фермеров

Сергей показывает видео прошлогоднего пожара - "В час дня было темно, как ночью. Подуло с гор - думали сгорим все... Потом ветер переменился - повезло, немного до нас не дошло. От сухой грозы загорелось". Тайга вблизи стоит черная - был верховой пожар, страшный.

Миша, который остался в лагере один, наслушался ужасов и принял шуршащую в тайге корову за медведя. Нашему возвращению был страшно рад.

Гриша, добрый, снял с девчонками интервью, где опросил их, почему они вегетарианки. Они объяснили, очень мотивированно - для примера более бережного общения с природой. Кадр следующий - у нас во всех кастрюлях свежекупленное сырое мясо, мы его пластаем, солим, варим, лица счастливые. Джулия ищет пустую кастрюлю сварить кашки, не находит, но не ругается. Была б русская - уже бы материлась. Я за них переживаю, куда они вообще девают свой негатив?! Если что-то пошло не так - "It's not funny!". Если совсем абзац, то "not good".

Гриша, Джулия и личная жизнь муравьев

Зато вечер снова нетомный. Все сообщество приходит к нам в гости. Николай приезжает на старом Луазе, потому что на вечер позвал всех желающих доить корову и пить молоко, а ходить ночью пешком тут опасно, так как медведь укусит. Это уже дежавю, Гришу с камерой и девчонок грузят на этот раз в кузов Луаза. Такого они не видели на Камчатке! Я строго наказываю Николаю, чтоб вернул всех в том же составе. Что он и сделал. Джулия подоила корову, Барбора боялась, Гриша не доил.

Мы и Луаз

Сторож соседней базы, еще один Сергей, предупреждает, что ночью к нам наверняка придет их котик Васька, "проверить". Удивляемся - до базы далеко, и медведи, страшно же... Но! Уже ночью, в темноте, к нам реально приходит котик. Я ожидала увидеть адского боевого таежного кота, полосатого, ушлого и с обмороженными ушами, а Васька оказался Пушистым Теплым Уютным золотисто-рыжим чистеньким чудом, которому самое место на диване. Васька порвал шаблоны, припершись сквозь страшную ночную тайгу, выдержал сессию наших лепетов и тисканий, сожрал кусок сырого мяса и интеллигентно исчез.