Свершилось! Рассказ Тони Давиденко

Свершилось! Я отправилась в свой первый полноценный поход в составе Кедра! Пункт назначения – пещера Зимняя в Хакасии.

Часть группы поехала на поезде до Новокузнецка, а часть (в которой была я) на машине с Валей. Добравшись вечером до места, мы нашли ближайший съезд за городом и остановились на ночевку.  Было 2 варианта: спать скрючившись в машине либо прямо под звездным небом в спальном мешке. Т. к. двое из нашей компании оказались романтиками, мы остановились на втором варианте. В эту ночь я поняла, что вот так сильно я еще никогда не мерзла, такое ощущение, что промерз даже костный мозг. Поспать удалось всего 1,5-2 часа после того, как я начала греться от Алины. Утром выяснилось, что коврики подо мной разъехались и я протопила под собой полоску снега. В 4:30 мы проснулись и увидели, как какая-то машина чуть не вывалила на нас гору снега (как минимум, водитель был удивлен нашему присутствию там).

На вокзале мы перекусили перед долгой дорогой и встретились со второй частью нашей группы. Потом началась череда электричек Новокузнецк – Междуреченск – Бискамжа - Нанхчул. Последнее название было трудно назвать при покупке билета, потом мы его использовали для тренировки дикции и просто для издевательства над товарищами. От станции Нанхчул мы шли несколько километров по живописнейшим местам. Пещера расположена на горочке. Переоделись мы у ее подножья, и начался путь на верх. Настал тот момент, когда я попользовалась обвязкой в боевых условиях (хотя можно было обойтись и без нее). Вход в пещеру представляет собой широкую воронку. Внизу перестежка, и снова вниз, на этот раз по сколькой ледяной горке. Пару раз я не удержалась и упала, почувствовав все свои ребра. В этом первом гроте мы оставили обвязки и продолжили свой путь. Когда мне показали узкую щелку в камнях  и сказали, что дальше нам туда, я подумала, что это шутка. Но других вариантов не было видно. Вот так и начался почти вертикальный спуск вниз по узкому ходу. В одном из сложных мест я сорвалась вниз. Не сказать, что у меня промелькнула вся жизнь перед глазами, но задуматься о чем-то я явно успела. К счастью посадка моя была мягкой, ведь приземлилась я на Аню (сочувствую ей!).  В какой-то момент включился разум, а вместе с ним и страх. Однако я быстро поняла, что если не возьму себя в руки, просто напросто не пройду пещеру до конца. Сработало, моя клаустрофобия осталась где-то в далекой Хакасии, в одном из ходов пещеры Зимней. Это одна из самых чистых и сухих пещер, для первого раза мне повезло. Мы увидели одну спящую летучую мышку, от души пофотались с висящим камнем в гроте Воздушный. Путь обратно, возможно, оказался даже сложнее спуска. Все самое интересное началось с места под названием «велосипед» - узкий вертикальный подъем, где каждый забирался как мог, представляя себя камбалой или гусеницей. После того, как человек выбирался, его уставшего/счастливого фотографировали, и он получал возможность посмотреть на мучения следующих участников. Я была счастлива, т.к. думала, что самый сложный участок позади… Наивная! Дальше пришлось не раз подниматься по камням, используя силу рук, растяжку, распор и т.д. В тот момент я поняла, зачем спелеологу нужно ходить на скалодром. Выбралась я одной из первых. По мнению некоторых участников группы, мы с Валей выбрались по-другому, более узкому пути, куда никто не мог пролезть, жалея свои ребра. Далее начался подъем по ледяной горке. Я поднималась лежа на боку, что было нестандартно (а я-то думала, наши извращенные спелеотренировки никогда не пригодятся). В общей сложности в пещере мы провели 4 часа.

Чтобы устроить привал, нам пришлось немного вернуться. Ужин был просто великолепен: гречка с тушенкой, котлеты, гренки с чесноком и чай с печеньками. 4 человека спали в палатке, остальные любовались великолепным звездным небом. Надо сказать, что в этот раз спать было гораздо теплее, учли прошлый опыт ночевки. Вот только наутро я долго не могла натянуть заледеневшие ботинки, ребята немного отогрели их на костре для меня.

Вышли мы довольно рано и с запасом добрались до электрички. Большую часть обратной дороги я спала, кто-то играл в «Контакт», а кто-то просто общался.

Домой мы вернулись ночью в понедельник с кучей впечатлений, а кто-то еще и с больным горлом. Я рада, что теперь могу по праву назвать себя спелеологом. А вот какие выводы я сделала из этого похода:

1. 1. Никогда не ведитесь на романтические обещания звездного неба зимой.
  2. 2. На тренировках надо выкладываться как можно больше, а не халтурить.

Рассказ Валентина Шеламова

17-19 марта посетили пещеру Зимняя в солнечной Хакасии. Ради экономии времени не брали палатку с печкой, и часть группы провела две ночевки под невероятным звездным небом, но далеко не все это великолепие почему-то оценили. Зато оценили саму пещеру.
Но сначала нужно было правильно выговорить заковыристое название станции при покупке билета. А началась пещера с ледового грота и нетривиальному спуску по леднику, приходилось жалеть, что не было с собой кошек. Затем нырнули в узкую щель между камнями и начали почти вертикальный спуск. Иногда приходилось внушать себе, что ты есть гусеница. Надо было немыслимым образом перегибаться за камни и распираться между стенками, цепляться за несуществующие выемки, протискиваться через узости, а иногда и просто случайно срываться.
В самом конце пещеры интересен грот Воздушный своим висячим камнем, который держится на честном слове за прилегающие стенки. И с некоторых ракурсов создается впечатление, что этот камень просто висит в воздухе. Группа, естественно, сразу же весело начала собою дополнять эту пещерную композицию, громоздясь на камень, или подпирая его, представляя себя могучими Атлантами.
Также особое удовольствие доставило место "велосипед", где, прежде чем вылезти в приемлемое пространство для адекватных телодвижений, приходилось изрядно покорячиться. И те счастливчики, кто вылезал, сразу же занимали первые места в зрительном зале и смотрели на тех, кто еще продолжал свои жалкие поползновения. Все эти старания (страдания) участников были запечатлены для истории и уже стали активно появляться на аватарках страны.
В целом, прошли пещеру достаточно бодро, а некоторые были так бодры, что готовы были не спать всю ночь и посетить еще одну пещеру. Для двух человек эта пещера стала первой, поздравим!
Рассказ Нины Алябьевой

Кто я? Морская камбала, скат или, может быть, гусеница?

Поход в пещеру - это было моё ответное спасибо мужу за то, что ходил со мной на лыжах, хотя и очень мало – в этом году даже лыжного похода не было, только пвд (поход выходного дня).

А также повод получить обещание свозить меня в велосипедный поход в Алтайский край (Тигирекский заповедник) следующим летом.

Билеты куплены, отказаться уже нельзя, и я за пять минут разрешила Ванину задачу по составлению меню на путешествие, которое и было одобрено.

Сложней всего далась, наверно, долгая дорога на электричках. В вагонах яблоку негде упасть. Сидим на рюкзаках, часть рюкзаков вообще в тамбуре. Если бы не бдительность Вани, остались бы мы без ужина – рюкзак с провизией захотел сделать ноги на ближайшей станции и кулем выпал из вагона. Ваня подскочил как мячик к двери. Как будто специально дежуривший для такого момента на платформе рабочий закинул рюкзак Ване в вагон. Причём выражение его лица явно говорило о том, что это для него не ново, словно он проделывает это каждый божий день. Дальше уже контролировали наши живые рюкзаки, чтобы никуда не упрыгали, а Валя, сидящий у дверей, часть пути отрабатывал профессию швейцара, выпуская и запуская народ. Мы с Гошей активно ему помогали, как подмастерья. Однако нам это скоро надоело и через несколько часов мы уже так лениво наблюдали за перепрыгивающими нас людьми…

«Ой, как же это я через вас-то…», - но прыгали и двери открывали сами.

Никуда не опоздали, за полдня добрались до места пешкодрапного старта – Нанхчул, откуда уже шли пешком. Забавно, что выехали из столицы Сибири, приехали в городок чуть поменьше - Новокузнецк, затем ещё меньше -Междуреченск, дальше деревушка или село – Бискамжа - и эти пять домиков с невыговариваемым названием Нанхчул. Хотя у следующей станции было ещё более заковыристей название. До пещеры топали три километра по «дороге», набрав в ботинки немалое количество снега. Нет, пора обзаводится фонариками. Давно пора.

Кто-то из группы неосторожно с нами шутит, а потом спохватывается, что с нами шутить нельзя – у нас вся еда. Да и, кроме того, не раз жаловались громко и вслух: «Тут за нами ходят какие-то странные люди и спрашивают, хотим ли мы ужин!»

Отойдя чуть с дороги, побросав вещи, мы поднялись на 200 метров в гору ко входу в пещеру. Солнце уже как будто садится, и кажется, что сейчас время близится к вечеру, а кто-то лелеет надежду ещё в пару пещер залезть.

Было провешено две верёвки. Но по сути первая не нужна была, там легко можно было по снегу спустится просто пешком, а вторая просто необходима. Спуск в саму пещеру 10 метров -  гололёд, и без обвязки никак не спуститься. Только двое - Ваня и Валя - спустились без обвязки, съехав по верёвке коромыслом - ведь это настоящие русские горки! Как из фильма про итальянцев в России. Вот так и про них можно было сказать - покатались.

Оставив снаряжение, дальше мы полезли в этот мрак, искать совесть (не нашли и тут). Да, там действительно и сухо и теплее, чем на улице, как и говорил Ваня, указывая на плюсы пещеры. Дождь не идёт. Комары не кусают.

Но спуск - это нечто. Там не только спуск, но и подъем, как серпантин. Ползёшь такой где-то в горе. Иногда чувствовала себя гномом, ищущим нечто, или червячком, бесцельно ползущим следом за семьёй. Мы с Ванькой отстали. За нами пару раз возвращались и учили, как спускаться. Некоторые места озадачивали даже Ваню. Спуск называется колодец, там ложишься на спину и, упираясь в стенки локтями, головой в потолок, ногами в боковые стенки и потолок, съезжаешь на попе. Всё просто.

Подниматься оказалось сложнее. Ожидали своей очереди подолгу. Стоя внизу, Ванька терялся в догадках, что же такое там происходит, что же его ждёт. Поднимаешься на полметра и разглядываешь след от сапога, сзади кто-то подпирает каской с фонариком, а последний ворчит-ругается, что там за затор, неужели никто пихнуть не может. Когда ползёшь, ощущения, что продвигаешься по почти вертикальной стенке или в позе боком, просовываешь голову и видишь, как тебя фотографируют, ошарашивая, сам ослепляешь их светом и при этом слышишь ехидные усмешки, и пытаешься к ним пролезть и занять своё место в ряду. Как в театре, а скорее в цирке. Сидят, хитро так посмеиваются. Я залезла, села в последний ряд, в партер и подсказываю мужу:  "Представь, что ты камбала!!!!". Все смеются, а Ваня в ответ говорит, что глаза на один бок не может. Тогда я ему кричу: "Представь, что ты гусеница, продвинул грудь, двигай попу и по потолку, по потолку". Лично я больше ползла гусеницей, чем, как Ваня, рыбкой, распластавшись по стенке, видимо, представив себя всё-таки не камбалой, а скатом. В общем, было не только грустно, но и весело.

Но бывало и такое, что я стою и не знаю, как дальше, и назад не полезешь по сути. Кричу: «Не хочу!», - и с третьей попытки пролажу, тяжело дыша от напряжения. А сзади комментируют: «Отжиматься вам надо». Отжиматься, конечно, надо, и, вероятно, техники ползания спелеолога не хватает. Но всё же я всё пролезла. Кроме того, оказалось очень интересным посмотреть сзади на свои болтающиеся в разные стороны ноги, понаблюдать, как они ищут и находят опору и словно щупальца впиваются в стенку. У впереди ползущих я почему-то таких извивающихся ног не наблюдала, и, максимум, успевала разглядеть грязевой рисунок, который вероятно был схож с моей ногой.

Видели одну летучую мышку, не обошли и висячий камень. Немного отстали от остальных в пути назад. На коленку адски больно вставать, а выхода всё нет. Сверху тянет Ваня, сзади помогает Артём Палыч, так и двигаемся. А дальше пошло проще, у самого выхода в грот нашла ещё при входе прозрачный лёд и демонстрировала всем свою необычную находку.

Лазили часов пять, решили ужинать.

Первые собравшиеся и спустившиеся пошли на место ночевки разводить костёр, а сами, отойдя метров десять, упали и минут пять любовались звёздным небом. Звездное небо поражало своей красотой, лес окутывал тишиной и вносил в душу нужное спокойствие, а темнота пещеры дала радость вновь вырваться из мрака наружу и вздохнуть воздух. Хотя и там было нормально, только иногда в некоторых местах пахло где-то чуть больше сыростью. Отойдя километр, кинули рюкзаки и быстро насобирали дров - возле пещеры их почти не было. Вскоре подошли и остальные. В следующую пещеру так и не пошли, налазились и так. Раскладка по еде вышла удачной - в котле ничего не осталось. Такое бывает редко, но и всем хватило. Жаль, заранее не сказали, что часть народу будет спать на улице, я бы тоже хотела спать на улице больше, чем в палатке. Ваня вымерз и о ночёвке на улице думал с содроганием.

И Ваня и я довольны поездкой, хотя и всё болит, и первую ночь я вообще не знала, как спать, как не ляг, везде больно. Да и попу отсидели в электричках - полдня туда, полдня обратно. Обратно ехать было веселее, играли в «Контакт». Но оно того стоило, скажу тебе, я нисколько не пожалела о поездке, а спустя несколько дней готова была рвануть в такую поездку ещё раз.  Только позвони мне, и я соглашусь, хоть сейчас.  Может, стоит летом сходить ещё раз туда и посетить ещё две оставшиеся пещеры? А пока готовлюсь к Велопервомаю и походу в августе на Шавлинские озера. Айда с нами.

Я поняла: в пещере я гусеница, а Ваня скат.