ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА - перевальная часть:
6.08.2009г. (4-й день)

Ночью шел дождь. Движение начали в 9-34, температура 4 градуса, временами идет дождь. Поднимаемся по гребням маренных валов в восточной части цирка (фото 23 и фото 24). Подход до ледника занял 2 часа 6 минут.
       Одеваем, каски, кошки, обвязки и начинаем движение по леднику покрытому слоем снега. Вначале идем по снежнику крутизной около 30 градусов, к середине перевального взлета крутизна увеличивается до 35-40 градусов, увеличивается и толщина снега, и местами проваливаемся в снег по колено. Движемся плотной группой с самостраховкой. Попробовали выйти на осыпь, но камни едут и вновь вернулись на снежник.  Выше снежника крутизна уменьшается до 30 градусов (фото 25, фото 26 и фото 27). На перевал вышли в 14-15. Всего от выхода на ледник до подъема на перевал затратили 2 часа 3 минуты.

Перевал Кульдора Вост. расположен 49.84642 СШ,  86.35773 ВД, высота 2863 м и ведет из долины р.Кульдора-оюк в долину оз. Дорошколь. Перевальная седловина широкая, тур находится в центральной части седловины (фото 28). Сняли записку от 10.07.2009г группы туристов из городов Новосибирск и Барнаул, руководитель и номер м/к не указаны.

Вид с перевала в сторону р.Кульдора-оюк приведен на фото 29.
       Спуск с перевала начали в 14-44. Спускаемся по скально-осыпному склону крутизной 30-35 градусов, осыпь средняя и мелкая, местами живая, есть выходы скал (фото 30). В нижней части спуска попадаются травянистые участки. Движемся в касках плотной группой с самостраховкой. Спуск с перевального взлета до марен занял 1 час 12 минут.
       Непосредственно под перевальным взлетом на валу марены есть место для палатки. Перед валом течет ручей, около которого и останавливаемся на обед. Готовим на газе.
       После обеда поднимаемся на вал и дальше идем по гребням маренных валов заполняющих цирк, постепенно забирая к правому борту (фото 31), т.к. вдоль левого много больших камней затрудняющих движение. Через 1 час 22 минуты выходим на край цирка. Отсюда открывается прекрасный вид на оз. Дорошколь (фото 32).

Название Дорошколь происходит от сочетания дяраш коль, что означает «красивое озеро». Протяженность озера с запада на восток составляет чуть больше километра, самое широкое место 400метров. Растительность в долине достаточно скудная: кустарники и редкие одиноко стоящие вековые кедры.

Дальнейший спуск вначале идет по средней осыпи с травяными участками, затем по крупному курумнику. Через 1 час 20 минут курумник заканчивается, и мы выходим на травяную террасу на склоне. По ней из под курумника текут ручьи, имеются островки карликовой растительности. Время уже 20-35 и мы останавливаемся на ночлег (49.83177 СШ, 86.3489ВД, Н=2280 м). Готовим на газе. Температура +6.

Пройдено  –   4,8 км.
     Перепад высот  –  +552, -583 м.
     Ходовое время  –  6 час 23 мин.
     Средняя скорость – 0,75 км/час.

7.08.2009г. (5-й день)

Утором температура -2 градуса, легкая облачность. Немного сушимся. Со стоянки вышли в 9-46, к озеру не спускаемся, а движемся по террасе на запад. Почти сразу начались заросли карликовой березки и ивы. Через 14 минут доходим до небольшого озера (фото 33), обходим его справа по ходу. В кустах и траве встречаются промоины от ручьев. Через 40 минут от озера березка прореживается и начинается луговая растительность (фото 34). Еще через 28 минут перед нами открывается висячая долина на которой берут начало истоки Иолдо-Айры (фото 36).

По долине Иолдо-Айры раньше шел путь, ведущий в верховья Катуни на горячие Рахмановские источники. Слово иолдо переводится как «путь, дорога», айры означает «развилка». Видимо, имеется в виду разветвление долины Верхней Кучерлы в районе соединения долин Иолдо-Айры, Кони-Айры и Мюшту-Айры.

Еще 20 минут и мы переходим левый исток, берущий свои начала под перевалами Стрела и Кульдора З. Через 10 минут выходим к правому истоку, берущему начало на ледниках Иолдо-Айры. Дальше поднимаемся по его левому берегу. Еще 25 минут и останавливаемся на обед на удобной площадке на его берегу.
   После обеда продолжаем подъем вдоль левого берега правого истока (фото 38). Выходим к марене и пройдя несколько небольших валов находим удобное место для стоянки. 37 минут от места обеда. Оставляем рюкзаки, и т.к. времени на полное прохождение пер.Дорошкольский Сев. уже не хватает, решаем идти радиально.
   Двигаемся по маренным валам в направлении на юго-восток, и через 17 минут выходим правому истоку р.Иолдо-Айры текущему из под ледника. Поднимаемся на ледник и обходим исток и снова спускаемся на марены. Затем поднимаемся на большой вал, с которого открывается вид на ледник Иолдо-Айры Вост. (фото 39), 58 минут от стоянки. Через 15 минут спускаемся на ледник Иолдо-Айры Вост. И по пологому леднику за 9 минут выходим под перевальный взлет. Подъем на перевал по мелкой осыпи крутизной около 35 градусов (фото 40) занял 13 минут.
   Перевал Дорошкольский Сев. расположен 49.80943 СШ, 86.32459 ВД, высота 2811 м и ведет с ледн. Иолдо-Айры Вост. На ледн. Дорошкольский. Перевальная седловина широкая, тур находится в центральной части седловины (фото 41). Сняли записку от 7.08.2007г группы туристов г. Бийск, руководитель Калганцев М.В., номер м/к не указан.
   Вид с перевала на юг показан на фото 42, на север – фото 43, на лед.Дорошкольский – фото 44. Панорама ледников Иолдо-Айры показана на фото 45.
   С перевала спускаемся назад на лед Иолдо-Айры Вост., пересекаем его, выходим на лед. Иолдо-Айры Ц. и по нему выходим к правому истоку р.Иолдо-Айры и к нашей стоянке (49.81468 СШ, 86.30272 ВД, Н=2472 м). Обратный путь занял 1 час 9 минут.

Пройдено – 10,8 км., из них в зачет 9,6 км.
   Перепад высот – +112, -75, +497, -339 м.
   Ходовое время – 5 час 38 мин.
   Средняя скорость – 1,92 км/час.

8.08.2009г. (6-й день)

Утром температура -4 градуса, ясно. Вышли в 8-35. Движемся по маренам на юг, в обход скально-осыпного выхода перед ледником (фото 46). Через 7 минут поворачиваем на запад. Преодолеваем первый снежно-ледовый взлет, затем второй взлет на ледник.
   Через 1 час 27 минут от стоянки выходим на пологую часть ледника (фото 47). Предполагаемое место для перевала Форточка явно сложнее заявленных 1Б (фото 49, 50 и 51). Левее находится удобный подъем на отрог, еще левее – еще одна перевальная седловина. Решаем идти на средний подъем (фото 48) и попробовать посетить седловины траверсом хребта.
   За 23 минуты преодолеваем ледник и выходим под взлет. Одеваем каски и начинаем подъем, вначале по осыпи крутизной около 30 градусов, затем поднимаемся по снежнику. Подъем на взлет занял 42 минуты.
   Тур находится на 40 м южнее места нашего подъема (фото 52), седловина – разрушенный гребень, шириной от 1 до 5-ти м (фото 53). Тур расположен 49.81463 СШ, 86.27697 ВД, высота 2924 м. Сняли записку от 25.08.2007г группы туристов т/к Кедр г.Новосибирск, руководитель Черемнов М.С., м/к 0-126-08, в которой написано что это пер.Джалома Юж.. Но это ошибочное название, т.к. от тура до предполагаемого пер.Форточка чуть более 100м и до замыкающей с севера эту часть отрога вершины около 400м, а согласно перечня перевалов пер.Форточка находится в 0,5 км севернее пер.Джалама Юж. К тому же мы в 2006г проходили пер.Джалома Юж. южнее этого места. Поэтому будем считать условно это перевалом Джалома Юж.-2.
   На участке от пер.Иолдо-Айры Зап. до пер.Джалома Ц. со стороны ледника Иолдо-Айры видим 5 перевальных мест, в то время как по каталогу здесь 2 перевала – Джалома Юж. и Форточка, поэтому не удивительно что разные седловины носят одно и тоже название.
   Оставили рюкзаки у тура и траверсируем гребень на юг. Через 18 минут дорогу нам преградил разрыв гребня шириной около 3 м. До седловины соседнего перевала оставалось около 7м. В это время на перевал поднялась группа из Москвы из 3-х человек. Они сказали что на перевале тур есть, но записки в нем нет. Подъем со стороны ледника Иолдо-Айры в верхней части такой же как и видимая часть на фото 47, Спуск в сторону Иолдо Сев. от нас не просматривался, москвичи сказали что от них видно только метров 10 крутого, более 45 градусов участка, далее все скрывает перегиб, поэтому они возвращаются назад.
   Вернувшись к рюкзакам, и увидев что к седловине пер.Форточка тоже не пройти без перил и скалолазания, решаем туда не ходить. Спуск от тура около 45 градусов, путь хоть и просматривается, но много живых камней. Поэтому решаем спускаться на 60 м южнее тура.
   Одеваем кошки и обвязки. Перила крепим за выступ на гребне через петлю. 1-й веревки (45м) по осыпи крутизной около 45 градусов хватило до снежника. Станция под скалой в ранклюфте на скальных крючьях. Дальше спуск по снежнику, начальная крутизна около 40 градусов. Провешиваем 2 веревки без промежуточной станции (фото 54). Этого хватает до крутизны около 25 градусов. Далее ледник выполаживается и через перегиб резко уходит вниз. Левее от ледника виден осыпной склон. В связке траверсируем ледник и выходим на осыпной участок. Снимаем кошки, и начинаем спускаться с индивидуальной страховкой. Вначале крутизна около 35 градусов, но вскоре она возрастает до 40 и с участками до 45 градусов есть живые камни. Снова вешаем перила. Провесили 4 веревки, вышли на ледник в маренном кармане. Одели кошки и продолжили спуск с индивидуальной страховкой (фото 55). Спуск с перевала занял 4 часа 30 минут, перепад высоты 260 м. На перевале осталась петля и крюк на первой станции.
   Далее вышли на маренные валы (фото 56) направление вначале запад, затем северо-запад, и через 40 минут спустились на травяные площадки. Время 20-45, ставим лагерь (49.82612 СШ, 86.25378 ВД, Н=2629). У края маренного вала имеется небольшое озерцо подернутое тонким ледком.

Пройдено – 4,7 км.
   Перепад высот – +452, -295 м.
   Ходовое время – 8 час 22 мин.
   Средняя скорость – 0,56 км/час
9.08.2009г. (7-й день)

Утром температура -2 градуса, ясно. Вышли в 9-45. Движемся на северо-запад, на край отрога замыкающего террасу с севера. Терраса травянистая, с выходами небольших курумников, ступенями понижается в направлении нашего движения. Через 40 минут выходим на край террасы. Перед нами открывается панорама отрога Парус (фото 57) и спуск к ручью текущему из под перевала Джалома Ц. Спуск травянистый, крутизной до 25 градусов, с выходами курумников. Спуск к ручью занял 37 минут. Русло ручья завалено средним и крупным курумником,
   После ручья по травянистому склону поднимаемся на висячую долину, лежащую между ручьями вытекающими из под перевалов Просторный и Джалома Ц. (фото 58). Спуск с долины к ручью из под пер.Просторный завален крупным курумом (фото 59 и 60). На террасках имеется несколько мелких озер. У одного из них и останавливаемся на обед. Время хода от ручья из под пер.Джалома Ц. – 41 минута. Здесь нам открывается вид на подъем в цирк перевалов Парус и Парус Вост. (фото 61 и 62).
   После обеда за 6 минут подходим под взлет в цирк перевалов Парус и Парус Вост. И поднимаемся по травянисто осыпным участкам между выходами скал на отрог цирка. Время подъема 34 минуты. Еще 20 минут идем по направлению на второе (верхнее) озеро и останавливаемся у небольшого ручейка. Здесь будет наша стоянка (49.83803 СШ, 86.25282 ВД, Н=2653 м).
   Оставив рюкзаки, налегке идем на разведку перевала Парус. Через 3 минуты нам открывается вид в цирк (фото63). Озера лежат заметно ниже, борта у цирка сложены осыпями и курумниками. Спускаемся на снежник между озерами и по нему выходим на правый берег верхнего озера (фото64). Обходим его и по осыпи поднимаемся на марену лежащую на бараньих лбах. Время от выхода на край цирка 37 минут.
   Осмотрев предстоящий подъем на перевал, возвращаемся к месту лагеря. Обратная дорога заняла 47 минут.

Пройдено – 5,9 км., из них в зачет 3,9 км.
   Перепад высот – -229, +176, -51, +142, -41, +138, -138, +41, -15 м.
   Ходовое время – 4 час 25 мин.
   Средняя скорость – 1,34 км/час.
10.08.2009г. (8-й день)

Пасмурно, сплошная облачность, температуру не посмотрели, но явно в плюсе. Вышли в 7-42.  Обход верхнего озера и подъем на марену занял 33 минуты. Еще раз осматриваем предстоящий подъем на перевал (фото 65 – 68). Решаем не спускаться в маренный карман, т.к. подъем оттуда в наклонный осыпной кулуарчик выглядит более крутым, а подниматься с края марены с выходом на горизонтальную полку, по которой траверсом выходить под седловину перевала.
   Одеваем каски и начинаем подъем. Через 50 минут, еще не доходя до “полки”, крутизна склона увеличивается и становится около 40 градусов, есть живые камни, а снизу сбросовые скальные участки, поэтому решаем начать вешать перила. Через 3 веревки (по 45 м) доходим до верхнего края наклонного кулуарчика идущего снизу. Отсюда видно что по нему тоже пришлось бы вешать перила, как минимум одну веревку. Путь наверх кажется совсем коротким, пара веревок и будет подъем на седловину, но это обман зрения из-за неровностей рельефа. В результате на все перила, от начала навески до перевальной седловины, провесили 11 веревок (фото 69 – 74).  Подъем по перилам занял 6 часов 50 минут. Последний участник поднялся на перевал в 17-34.
   Перевал (Парус) Сфинкс расположен 49.85001 СШ,  86.25833 ВД, высота 3000 м. Седловина  – разрушенный гребень, с севера наполовину закрыт снежником возвышающимся над седловиной на 3м, от снежника на юг пространство около 2-х м заваленное крупными и средними камнями (фото 75). Место под палатку можно сделать, если врезаться в снежник, и снегом же выровнять площадку. Тура нет, следов прохождения групп со стороны подъема и на седловине нет. Сложили небольшой тур, оставили свою записку.
   Спуск с перевала на север – по снежно-ледовому взлету, начальная крутизна около 50 градусов, внизу виднеется бергшрунд и ряд трещин. На перевале закрепили петлю, спускаемся с верхней страховкой вдоль правого борта (фото 76). Первая станция в ранклюфте на петле. Вторая в ранклюфте на скальных крючьях. Остальные на леднике закрытом снегом через ледорубы, снег сырой, примерно от середины спуска временами начал накрапывать додь. Через примерно 180-200 м  от седловины крутизна склона уменьшилась до 30 градусов, но мы продолжили спускаться по перилам, т.к. уже стемнело, а внизу имеется бергшрунд. Бергшрунд прошли по снежному мосту через примерно 350 м перил от седловины. За него провесили еще одну веревку, т.к. сверху видели трещины, дальше продолжили спуск в связках. На спуске оставлены – петля на седловине перевала, петля на первой станции и скальный крюк на второй станции.
   Через 5 часов 8 минут от начала спуска с перевала вышли к противоположному склону и разбили лагерь (49.85378 СШ,  86.25328 ВД, Н=2758 м), время уже 0-48, т.е. за полночь. Здесь по краю ледника течет ручей. Ужин готовим в палатке.
   Вид от стоянки на перевал  фото 77, на верхнюю часть цирка – фото 78.

Теперь немного о перевале.
   В каталоге от 89г перевалов Парус нет. В каталоге от 2001г числится один пер.Парус сложностью 1Б. По отчету пер.Парус впервые пройден группой Коровникова Р.И. в 1988г. и оценен как 2А, но по тексту описания его можно расценить и как 1Б.
В проекте каталога готовящемся к выпуску в 2009г стало 2 перевала – Парус и Парус Вост., причем Парус Вост. записан как 2А и первопрохождение числится за группой Коровникова в 88г, а пер. Парус записан как 1Б без указания о первопрохождении. Если сравнивать описание перевала из отчета Коровникова (рис.1), то ему соответствует действительно самая восточная седловина в этом отроге, и переименовывание перевала пройденного группой Коровникова из пер.Парус в пер.Парус Вост. можно считать логичным. Т.е. пройденная нами седловина и есть пер.Парус по новому варианту перечня.
   Но, так как на седловине тура нет, на обоих склонах и седловине следов пребывания групп и следов страховки не обнаружено и сложность перевала в каталоге занижена, есть основание полагать что данная седловина не проходилась и записана в каталог по фотографиям из отчета Коровникова. Мы проходили перевал в режиме первопрохождения, и по результату прохождения считаем, что его сложность соответствует 2А категории.

Всвязи с появлением новой информации в 2010г смотрите PS в конце отчета.

Пройдено  –   2,7 км.
   Перепад высот  –  +15, -41, +373, -242 м.
   Ходовое время  –  13 час 21 мин.
   Средняя скорость – 0,2 км/час.
11.08.2009г. (9-й день)

Температура 0 градусов, пасмурно, временами дождь. Сегодня после ночной прогулки встали поздно. Выходим в 11-30 и идем по открытому пологому леднику придерживаясь его оси и обходя перегибы. Через 22 минуты выходим к первым маренам и продолжаем движение по кромке ледника, забирая влево (фото 79). Еще через 8 минут начинаются маренные валы. Останавливаемся и идем на разведку  прохода между валами. Разведка показала что двигаться проще обходя большие валы с левой стороны.
   Через 26 минут нас снова накрывает дождь и мы останавливаемся на обед, тем более что завтрак сегодня не готовили. С этого места уже видна нижняя часть долины р.Бочаниха (тур название Абиак) (фото 80).
   После обеда валы круто уходят вниз, мы забираем правее, на конец отрога закрывающего верхнюю часть долины р.Бочаниха (тур название Абиак), и через 51 минуту выходим к нижнему ярусу валов. Еще 34 минуты и мы спускаемся к ручью, вытекающему из под маренных валов. Теперь нам предстоит подъем в верхнюю часть долины. Опять начинается дождь.
   За 16 минут преодолеваем подъем по травянистому склону крутизной до 30 градусов, с выходами камней березкой в верхней части. Дальше петляем по зарослям карликовой березки смешанной с выходами камней. Дождь все усиливается. И через 32 минуты мы выходим на берег оз.2344,1 и ставим лагерь (49.85576 СШ,  86.21238 ВД, Н=2335 м). Хоть время еще 18-37, но дождь очень сильный. Готовим снова в палатке.

Пройдено  –   6,2 км., из них в зачет 5,6 км.
   Перепад высот  – -509, +86 м.
   Ходовое время  –  3 час 19 мин.
   Средняя скорость – 1,87 км/час.
12.08.2009г. (10-й день)

Всю ночь шел дождь, к утру немного стих, сильная облачность. Выходим 9-02, обходим озеро слева и поднимаемся на склон покрытый зарослями карликовой березки, между зарослями есть проходы и участки камней (фото 81). Идем по верхам, временами начинает моросить. Через 58 минут доходим до ручья текущего из озер лежащих в восточной части долины, но сегодня после дождей он превратился в приличную реку. Не переходя его, поворачиваем на восток, затем на северо-восток, и через 19 минут проходим по восточному берегу оз.2446,4.
   Пройдя озеро сворачиваем на восток и входим в цирк нашего следующего перевала (фото 83). Нас снова накрывает дождь переходящий в снег. Через 34 минуты подходит к курумниковому валу, идет снег, все небо закрыто свинцовыми тучами. В таких условиях решаем на перевал не идти, а остановиться на полудневку. Время 11-06, лагерь разбиваем на полянке перед курумником (фото 82 и 84) (49.87785 СШ,  86.24237 ВД, Н=2493 м).
   К обеду погода прояснилась, потом снова начала хмуриться.

Пройдено  –   4,8 км.
   Перепад высот  –  +158 м.
   Ходовое время  –  1 час 51 мин.
   Средняя скорость – 2,6 км/час.
13.08.2009г. (11-й день)

Температура +2 градуса, облачно. Вышли в 6-42, переходим ручей и сразу входим в зону курумника (фото 84 и 85). По пер.Неизвестный информации очень мало, что затрудняло определить его местоположение на гребне, из фото с обозначением было только ч/б старое (1988 года) фото со стороны р.Б.Калагаш (рис.4), а так же снимки из космоса в Google Earth (рис.2 и 3).
   Через 1 час 40 минут выходим на маренные валы под перевалом Омских политехников (фото 89), откуда открывается вид на осыпной кулуар (фото 90),  ведущий примерно туда как мы и планировали. За 25 минут переходим цирк к нашему склону и одеваем каски и обвязки.
   Вначале поднимаемся по мелкой и средней осыпи крутизной около 30 градусов (фото 87 и 90), затем осыпь поворачивает направо и крутизна увеличивается до 35 градусов. В верхней части этого участка слева на скальной стенке есть участок натечного льда. Время от начала подъема 1 час 17 минут. В этом месте можно забрать правее к перевалу, но так как информации по его положению с этой стороны не было, мы продолжили подъем прямо вверх, крутизна увеличилась до 40 и на скальных выходах до 45 градусов. Движемся плотной группой (фото 91) и через 45 минут выходим на гребень (49.87801 СШ,  86.26285 ВД, Н=3044 м). Здесь тура нет, вниз ведет скальный сброс, ледник далеко, до него более 1-й веревки, но восточнее ледник поднимается выше к гребню. Немного спускаемся и начинаем траверсировать склон, представляющий из себя разрушенные скалы, и через 18 минут выходим к следующему проходу в гребне. Здесь стоит тур и открывается вид на верхние озера р.Бол. Калагаш (фото 92). Вниз,  в сторону нашего подъема, ведет неявно выраженный крутой кулуар с живыми камнями, поэтому подняться сюда проще с осыпи, по которой мы поднимались.
   Перевал Неизвестный (Каверзный) расположен 49.87772 СШ,  86.26391 ВД, высота 3036 м и ведет
из юго-западного цирка р. Бол. Калагаш в верхний восточный цирка р. Бочаниха (тур. название Л. Абиак). Перевальная седловина узкий разрушенный гребень, воды и мест под палатку нет, тур находится в восточной части седловины. Сняли записку от 29.07.1988г группы туристов  г. Воронеж, руководитель Коровников Р.И., номер м/к не указан.
   Поднялся сильный холодный ветер, и небо стало затягивать. Спуск с перевала, сначала скальный сброс высотой около 12м, затем снежно-ледовый склон со стартовой крутизной около 45 градусов (фото 93). Крепление страховки на перевале через петлю, которую оставили. Первая станция под скалами на ледобурах, остальные на ледорубах. Через примерно 300 м склон выполаживается до 30 градусов, но мы продолжили страховку перилами, т.к. еще не прошли бергшрунд. От первала до бергшрунда примерно 360 м, по линии нашего спуска он заметен и мы проходим его по снежному мосту. На спуск по перилам уходит 3 часа 54 минуты. Дальше идем в связке и до курумных полей доходим за 10 минут.
   За 32 минуты проходим курумное поле и выходим к его краю над озером 2552,8. Берега озера крутые сбросы и осыпи (фото 95). Снизу ползет облако, которое обволакивает все вокруг. Мы поворачиваем налево, проходим провал в курумнике и через 26 минут спускаемся к мысу, с которого есть удобный подход к воде. Разбиваем лагерь (49.89173 СШ,  86.27673 ВД, Н=2568 м ), время 20 час.

Пройдено  –   4,6 км.
   Перепад высот  –  +551, -476 м.
   Ходовое время  –  9 час 27 мин.
   Средняя скорость – 0,5 км/час.